Емкость отраслей рынка и их поведение во время пандемии

Продолжаем публикацию результатов маркетингового аудита логистической отрасли в новых условиях. Отдел аналитики и маркетинговых исследований ГК TELS изучил, проанализировал и представил в своем отчете такие вопросы, как: оценка емкостей разных отраслей рынка, поведение этих отраслей в кризисных ситуациях, прогнозы развития и емкость рынка ТЛУ по разным видам транспорта и направлениям перевозок.

В первой статье – «Логистика 2020-2021: жизнь после пандемии», опубликованной в ноябре, были приведены данные одного из разделов этого отчета: тренды рынка, получившие развитие и ускорение в результате пандемии и определяющие будущее транспортной логистики. В этой статье будет рассмотрена тема емкости разных отраслей рынка и их поведения в период кризисных ситуаций, аналогичных пандемии COVID-19.

Рынок в 2020 году и прогноз на 2021-й

В течение 2020 года динамика товарооборота постоянно изменялась из-за влияния коронакризиса. Так, после роста в первом квартале на большинстве рынков, произошло существенное падение во втором, а восстановление после кризиса началось уже в третьем квартале. Например, динамика падения на рынке автомобильных грузоперевозок РФ сократилась с -11,6% во втором квартале до -2% в третьем, рынок Украины перешел с отрицательной динамики (-4,2% во втором квартале) на положительную (+7% в третьем).

audit2-01.png

В целом прогнозируется, что объемы рынка за 2021 год приблизятся к параметрам докризисного 2019 года, при условии отсутствия новых волн пандемии или других негативных фаторов.

Привлекательность отраслей в пандемию

Пандемия коронавируса в этом году показала разную реакцию отраслей на подобные обстоятельства. В некоторых отраслях падение спроса на международные логистические услуги в пиковый кризисный период достигало 40-50% (стройматериалы, металлургия), но есть отрасли, где отмечался рост на 20-30% (Напитки, соки, воды; FMCG).

При этом ситуационное сокращение в какой-то отрасли не означает, что эта отрасль переходит в разряд бесперспективных для логистического провайдера. Иногда емкость отрасли (объем спроса на логистические услуги) позволяет ей оставаться перспективной даже на фоне временного сокращения.

Например, сферы машиностроения, химической промышленности, стройматериалов показали сильную динамику сокращения за период пандемии, но их емкость позволяет им оставаться в списке отраслей с высоким спросом на логистические услуги. В отличие от фармацевтики и деревообработки, где спрос на доставку в период пандемии увеличился, но емкость рынка все равно остается невысокой.

Опираясь на поведение отраслей в кризис, при этом учитывая их емкость, можно определить ТОП отраслей с наибольшей привлекательностью для провайдеров логистических услуг: это напитки, соки, воды; FMCG; автомобилестроение, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность; продукты питания, машиностроение.

audit2-02.png

audit2-03.png

Также надо понимать, что у каждой отрасли есть еще внутренние перспективы развития, которые вряд ли сильно повлияют на их емкости, но могут перераспределить цепочки поставок. Например, большая трансформация ожидается в Automotive в связи с развитием электротранспорта (а это совсем другой состав комплектующих). Издание Forbes протранслировало гипотезу, что поколение Z значительно сократит потребление алкоголя и мяса.