Ru
Русский
Ru
Русский

Рост спроса на логистические услуги на фоне сбоя глобальных цепочек поставок

Интервью исполнительного директора ГК TELS Олега Германовича интернет-порталу trans.info (Польша). Оригинальная публикация


Германович.jpgКакие события 2021 года больше всего повлияли на международную логистику?

2020-2021 годы можно смело назвать периодом сбоя глобальных цепочек поставок. Основной причиной разбалансировки мирового рынка является всё еще продолжающаяся пандемия COVID-19, из-за которой отлаженные и надежные еще полтора-два года назад схемы доставки грузов перестали работать.

Нулевая терпимость к коронавирусу в КНР приводит к тому, что при обнаружении даже одного инфицированного человека в морском или авиа порту, сразу закрывается весь терминал. В результате, грузы застревают, суда простаивают, увеличивается нагрузка на другие порты, растут очереди из судов на разгрузку-погрузку. Надежность контейнерных линий (соблюдение расписания рейсов) в этом году упало ниже уровня 40%.

Из-за запрета на въезд в Китай иностранных автомобильных перевозчиков и организации бесконтактной передачи грузов на китайско-российской границе выросли огромные очереди из большегрузного автотранспорта.

Заметным негативным событием года стало перекрытие в марте Суэцкого канала из-за аварии судна EverGreen. Это еще больше усугубило проблемы на рынке морских перевозок и побудило экспедиторов разрабатывать логистические схемы в обход Суэцкого канала.

Положительным фактором для логистического рынка является восстановление в 2021 году мировой экономики, рост торговли и, соответственно, повышение спроса на доставку грузов. Но повышение спроса на фоне дефицита провозных возможностей приводит к росту ставок на все виды транспорта.

По сравнению со всеми этими сложностями на азиатском направлении, европейский рынок автомобильных перевозок выглядит более управляемым, хотя здесь тоже есть ряд негативных моментов.

С мая 2020 года в Европе идет уверенный рост стоимости топлива. В частности, в Польше в октябре 2021 года цена практически достигла исторического максимума 2012 года. А поскольку затраты на топливо у транспортных компаний составляют в среднем около 20% от тарифа, то увеличение этой составляющей ведет к росту ставок фрахта как внутри ЕС, так и на направлениях в/из Европы.

Например, средняя ставка на основных направлениях экспорта из ЕС в Россию с начала года выросла к октябрю почти на 9%, и прогнозируется дальнейший рост.

rate_21.jpg 

На рост ставок влияет также и дефицит водительских кадров. Чтобы привлечь и удержать квалифицированный водительский состав, транспортным компаниям приходится идти на повышение оплаты труда водителей.

С какими проблемами логистика сталкивается сегодня?

На юго-восточном направлении для экспедиционных компаний главная проблема – это отсутствие хотя бы относительной стабильности и устойчивости действующих схем доставки грузов, из-за чего приходится постоянно разрабатывать новые схемы. И на все случаи у тебя должен быть «план Б».

Хотя, когда оглядываешься назад, на проделанное за последний год, видишь, насколько выросла способность менеджеров по организации перевозок гибко и оперативно реагировать на все изменения, в сжатые сроки выстраивать новые схемы доставок. Например, 2-3 года назад мы представить себе не могли, что будем возить сборные грузы из Китая в Россию через Польшу. Но сегодня это, вероятно, самая надежная и оптимальная схема доставки сборок из КНР в РФ. Завтра, возможно, придется разрабатывать новые схемы.

На европейском направлении нередко приходится пересматривать с клиентами и транспортными компаниями условия долгосрочных контрактов, поскольку в текущих обстоятельствах их невозможно выполнять продолжительное время без риска потерять надежных подрядчиков. Затраты автомобильных перевозчиков растут и будут расти в следующем году – приходится разъяснять это клиентам и уговаривать их на пересмотр старых договоренностей.

Логистические тренды 2022 г.: какие факторы будут влиять на развитие транспортно-логистической отрасли в 2022 г.?

В 2022 году продолжится восстановление мировой экономики (по прогнозам МВФ, +4,9%), которое будет сопровождаться увеличением спроса на логистические услуги.

Продолжится рост в сфере E-commerce и экспресс-доставки. Ускорится процесс трансформации бизнеса в сторону цифрового взаимодействия с участниками рынка. Точками роста для логистических компаний (и не только) станут прозрачность и открытость для партнеров, а также снижение издержек в цепочке поставок за счет повышения эффективности управления (цифровизация процессов, блокчейн, автоматизация и роботизация складов). Стоит ожидать сокращения компаниями непрофильных активов и повышение спроса на аутсорсинг логистических услуг.

У импортеров намечается тенденция расширения пула поставщиков, причем с преимуществом для поставщиков в своем регионе. Согласно исследованиям Обернского университета (США), многие компании-импортеры (около 67%) отказываются от политики единого поставщика и начинают строить систему с несколькими источниками поставок с возможностью быстро переключаться между ними.

При этом есть риск финансовых потрясений на фоне высокого уровня глобального долга, который может вылиться в новый кризис. Не уменьшилась за текущий год нестабильность геополитической ситуации, обостряется экономическое и политическое противостояние США с РФ и Китаем, что может непредсказуемо повлиять на рынок.

Сохраняется угроза влияния COVID-19 ввиду низкого мирового уровня вакцинации населения (43,6%) и развития новых штаммов вируса.

Ситуация на рынке морских перевозок, по оптимистичным прогнозам, должна начать улучшаться с весны 2022 года. Есть надежда на снижение ставок, которые сейчас находятся на предельных высотах. Хотя этот оптимизм разделяют не все эксперты: высказываются мнения, что нехватка портовых мощностей, несоблюдение линиями расписания рейсов, очереди на заходы порты останутся такими же до конца 2022 года.

На рынке европейских автомобильных перевозок в 2022 году пока прогнозируется рост ставок на уровне 3-4 процентов, но, возможно, с внедрением новых положений Пакета мобильности на отдельных направлениях ставки вырастут и больше.

При этом остается глобальный тренд роста спроса на экологически безопасные решения в производстве и логистике.

Какие проекты будут приоритетом для Вашей компании в 2022 г.?

В 2022 году мы продолжим оптимизацию портфеля экспедиционных услуг с целью повышения эффективности бизнеса: большее внимание будет уделено развитию сотрудничества с клиентами в наиболее перспективных и устойчивых к неблагоприятным ситуациям отраслях промышленности.

Планируем значительно увеличить число клиентов, с которыми будет налажен электронный документооборот. Запланирована серьезная трансформация собственной информационной системы с целью развития автоматизации внутренних процессов и процессов взаимодействия с клиентами и подрядчиками.

В ситуации нестабильности рынка и дефицита провозных возможностей повышается важность выстраивания надежных долгосрочных отношений с транспортными компания. Этим также планируем активно заниматься в следующем году.

Несмотря на все сложности текущей ситуации, мы не отказываемся от политики сокращения негативного влияния на окружающую среду. Экологически безопасные технологии продолжим внедрять на всех уровнях – от перевозок грузов до закупки представительской и сувенирной продукции.

И, конечно, мы планируем дальнейший рост коммерческих показателей за счет увеличения объемов услуг для клиентов-лидеров рынка в своих отраслях. 

Trans.info