Ru
Русский
Ru
Русский

Контейнерные альянсы богатеют, но теряют долю

Богатеющие, но…

Доходы мировой судоходной отрасли достигли максимума за 13 лет, сообщает Bloomberg. Цены на грузоперевозки растут из-за роста спроса на товары и нарушения глобальных цепей поставок в период пандемии. Перевозка морского контейнера в 40 футов из Китая в Европу стоит $14 тыс., что на 500% выше, чем в 2020 году.

«Многие недовольны ситуацией и доминированием трех альянсов [2M, Ocean Alliance, THE Alliance, в которые входят крупнейшие контейнерные линии – прим. ред.], – пишет Splash. Так, например, американская компания-производитель мебели и предметов домашнего обихода MCS Industries подала жалобу в Федеральную морскую комиссию (FMC), обвинив крупнейшие мировые контейнерные линии в нарушении контрактных обязательств по перевозке импорта из Азии. В своем заявлении компания утверждала, что контейнерные линии, включая COSCO и MSC, «несправедливо и необоснованно получают беспрецедентную прибыль за счет клиентов».

Напомним, в июле этого года президент США Джо Байден подписал указ, направленный на усиление конкуренции в американской экономике и ограничение влияния крупных корпораций. В числе прочего документ затрагивает вопросы консолидации и антиконкурентного ценообразования в сегменте контейнерных перевозок.

…не надежные

При этом, на фоне огромных ставок фрахта, надежность контейнерных линий ухудшилась примерно в 2 раза по сравнению с началом 2020 года. В первом квартале 2021 года соблюдение контейнерными линиями расписания было на уровне 35%. И ситуация с тех пор заметно не поменялась.

«Недавняя беспрецедентная ситуация с заторами в портах во всем мире привела к увеличению задержек на нескольких сервисах на трейде Азия – Северная Европа, – говорится в заявлении Maersk. – Отправления из Азии на некоторых сервисах задерживаются более чем на семь дней, что приводит к сбоям в расписании».

На днях альянс 2M, куда входят MSC и Maersk, объявил об отмене четырех рейсов на трейде Азия – Северная Европа в период государственных праздников в Китае — «Золотой недели». Так, на 39 неделе отменены рейсы на сервисах Griffin/AE55 и Lion/AE6, а на 40 неделе – на сервисах Albatross/AE5 и Lion/AE6.

«Рейсы отменены в целях повышения надежности расписания», – говорится в сообщении MSC. Но такое объяснение не утешает грузоотправителей.

«Партнеры альянса убрали с маршрута провозные мощности суммарной вместимостью 70 тыс. TEU, – подсчитали The Loadstar. – Это первый альянс, который объявил об отмене рейсов накануне октябрьских праздников в Китае, оставив грузоотправителей с законтрактованными грузами на отмененных рейсах в подвешенном состоянии. Теперь они всеми силами пытаются найти свободные слоты на и так загруженных до предела судах из Азии».

«Отмена рейсов нужна для того, чтобы поддерживать ставки на высоком уровне, а не для того, чтобы обеспечить соблюдение расписания, — цитирует The Loadstar представителя NVOCC. – Кажется немного странным, что после того, как одни перевозчики объявили, что не будут повышать ставки, другие начинают отменять рейсы».

«Международные морские перевозчики начали предпринимать параллельные и поразительно похожие действия, чтобы поддержать ценообразование на морские перевозки и повысить свою прибыльность за счет грузоотправителей и населения, – цитирует Splash американского экспортера. – MCS предполагает, что этот сговор стал возможным благодаря тому факту, что сейчас существует всего три альянса, которые доминируют более чем на 90% основных торговых маршрутов Восток – Запад».

Потому теряют долю

Три крупнейших альянса контейнерных перевозчиков – 2M, Ocean Alliance, THE Alliance – сократили свои доли с точки зрения задействованного тоннажа из-за выхода на рынок новых игроков, которые задействовали на перевозках все суда, какие только могли найти. Самое заметное перераспределение долей произошло на транстихоокеанском трейде.

Так, если в январе 2020 года доля альянса 2M по вместимости задействованного на транстихоокеанском трейде флота составляла 21%, то в январе 2021 года упала до 15%. Доля Ocean Alliance составляла 39% в начале 2020 и 31% вначале 2021 года, а THE Alliance – соответственно 33% и 29%.

При этом доля на этом трейде контейнерных линий, не входящих в альянсы, на январь 2020 года составляла 19%, а на январь этого года выросла до 30%.

Источники: seanews.ru, ati.su