Карта сайта

Так получилось, что на днях пришлось мне взяться за совсем неспецифическую для меня задачу: сравнить с позиции покупателя седельные тягачи. Почему это пришлось делать именно мне, не профессионалу в области технического обеспечения автотранспортных предприятий – не важно, к делу не относится. Нужно было сравнить два варианта: на одной чаше весов выбора лежал 5-летний MAN с пробегом до 600 тыс. км, на другую чашу общественным мнением был положен новый КамАЗ. («Новый автомобиль – он и есть новый, при этом дешевле и по цене, и в обслуживании»).
Наверное, в таких случаях правильно было бы уточнить сравниваемые модели (конфигурация имеет значение), но я сделаю это позже, и объясню – почему:
С позиции «циничного коммерсанта»
С позиции, или «роли», владельца транспортного бизнеса, у которого: а) в приоритете чистый коммерческий расчет – вложения-прибыль; б) на автомобилях будут работать наемные люди – не самому на них ездить; в) возить нужно внутри России на не очень далекие расстояния, - тут выбор напрашивался сам собой.
Новый КамАЗ по сравнению с бэушным MANом:
Чистый экономический расчет привел к выводу, что отечественный автопром уже предлагает достаточно хорошие варианты для комплектации автопарка.
А если работать самому
Взгляд на предлагаемые варианты меняется, если изменить позицию покупателя – войти в роль человека, которому самому придется на этом автомобиле работать, проводить на трассе по многу часов в сутки, время от времени «топить» в горку, обгонять «тошнотиков» на узких дорогах. Вот тут начинаешь задумываться, что:
То есть, если ездить самому, да еще на далекие расстояния, то MAN начинает нравиться значительно больше.
Комфортный автомобиль для дальнобойщика имеет значение не только с позиции «удобства». Это дает меньшую усталость на дороге, большую среднюю скорость на сложных трассах, лучшие условия отдыха, повышенную безопасность.
И тут в нашей логической цепочке мы подошли к такому моменту, когда наш «циничный коммерсант» может превратиться в «доброго дядю» со своими расчетами.
«Добрый дядя» по расчету
При более тонком коммерческом расчете и усложнении маршрутов между рассматриваемыми вариантами выбор становится сложней. Повышенные технические характеристики автомобиля при решении транспортных задач, подразумевающих поездки на далекие расстояния, по сложным трассам, в сложных погодных условиях, добавляют иномарке больше веса. Большая скорость и надежность доставки – это категории, влияющие на коммерческий успех предприятия. Дефицит квалифицированного водительского состава – тоже существенный фактор, который требует внимания к условиям работы персонала.
Сравнение и выводы
В общем, если подходить «укрупненно» к оценке вариантов, то общий вывод дилетанта получился таким:
Дальше уже можно оперировать нюансами: для удаленных перевозок можно купить КамАЗ получше (хотя тогда он теряет ценовое преимущество), а MAN, естественно, должен быть не «убитым», иначе КамАЗ покажется совершенством.
***
Как раз подошел момент, когда можно попросить экспертов оценить точность дилетантских рассуждений.
Геннадий Козаченко, руководитель технической службы ГК TELS: «В целом, против приведенных выводов у меня существенных возражений нет, хотя, как человек более углубленный в теме, вижу много нюансов.
Прогнозируемые расходы на обслуживание нового КамАЗа – безусловно важный фактор, и при эксплуатации автомобиля на территориях с развитой качественной дилерской сетью СТО это экономическое преимущество имеет очень высокий вес (если честно, на месте собственника транспортного предприятия я бы сам такой вариант рассматривал).
Но также не секрет, что пока камазовский сервис оставляет желать лучшего, не на всей территории России можно получить качественное гарантийное обслуживание. И если в регионе нет официального технического дилера или его качество вызывает сомнение (а к неофициальному ты обратиться не можешь, чтобы не потерять гарантию), вот тут возникают проблемы – надо искать ближайшее подходящее официальное СТО, записываться в очередь, гнать машину, ждать.
Гарантийное обслуживание в некоторых ситуациях тоже имеет свои минусы: оно назначается на определенное время, тебе нельзя его пропустить, а значит, при подходе этого срока ты не можешь отправить машину в рейс при малейшем риске не успеть вернуться к сроку. Платишь за обслуживание столько, сколько тебе скажут, без вариантов».
Сергей Богочаров, руководитель службы обновления автопарка TELS: «КамАЗ – пока это только серьезная заявка, а не надежный вариант. Как говорится, эта машина хорошо задумана, но еще не «поехала» как надо. Сервис не на высоте, около 80% официальных технических дилеров не обслуживают даймлеровские двигатели, которые стоят на новых КамАЗах – значит, с их обслуживанием возникнут организационные и временные затраты, что косвенно выливается в финансовые потери. Комфорт и безопасность тоже значительно ниже – это общеизвестный факт. Я понимаю, что мои аргументы сейчас могут быть восприняты как попытка представить в более выгодном свете наши 5-летние MANы, но все, что я сказал – правда, я тут никого не ввожу в заблуждение.
И на трассе, и на отдыхе MANы безусловно лучше. Единственное «слабое место» варианта авто с пробегом – возможные незапланированные издержки на ремонт (весомый минус, не поспоришь). Но в плановом обслуживании, когда ты можешь сам выбирать СТО, покупать расходники и комплектующие, затраты могут быть ниже, и времени на это уходит меньше. Главное, чтобы машина была еще с хорошим запасом прочности».
А теперь сравним 5-летний MAN в «оптимальной комплектации» (по мнению перевозчика и продавца) с:
а) новым КамАЗом за такую же цену;
б) новым КамАЗом в сопоставимой комплектации.
Итак, по реальным предложениям сайта auto.ru (на 11.02.2019)
MAN TGX 18.440 (2014 г.в.) | КАМАЗ 5490 (новый, 2018 г.в.) | КАМАЗ 5490 (новый, 2018 г.в.) | КАМАЗ 5490 (новый, 2018 г.в.) | |
Цена с НДС, руб | 3800000 | 3800000 | 4550000 | 4990000 |
Мощность двигателя | 440 л.с. | 400 л.с. | 400 л.с. | 428 л.с. |
Безопасность |
Три стальных силовых пояса кабины (силовая клетка) |
- | - | - |
Надежность тормозной системы | Тормоз Intander | - | - | - |
Удобство водителя | XXL кабина, 2-х местная с 2 спальными местами | 2-х местная с 1 спальным местом | 2-х местная с 1 спальными местом | 2-х местная с 1 спальными местом |
Комплектация | Антиблокировочная система (ABS) | - | + | + |
Электронная тормозная система (EBS) | + | + | + | |
Подушки безопасности | - | + | - | |
Обогрев зеркал | - | + | - | |
Круиз-контроль | - | + | - | |
Автономный отопитель салона | + | + | + | |
Бортовой компьютер | - | + | + | |
Предпусковой подогрев двигателя | - | + | + | |
Корректор фар | - | + | + | |
Тахограф | + | + | + | |
Электропривод зеркал | - | + | + | |
Кондиционер | + | + | + | |
Электроподъемники | - | + | + | |
Мультимедийная система | - | - | - |
Автомобиля КамАЗ с аналогичной комплектацией и мощностью двигателя, как у рассматриваемого MANа, найти в каталоге не удалось, но из приведенной информации понятно, что новый КамАЗ с такой же конфигурацией будет стоить свыше 5 млн рублей.
Разница между 5-летним MANом и новым КамАЗом в сопоставимой комплектации составила свыше 1,2 млн рублей. Если вложения в ремонт б/у автомобиля на ближайшие два года будут ниже этой суммы – MAN выигрывает. Но у каждого покупателя и продавца в этом деле могут быть свои нюансы – по условиям продажи, транспортным задачам, требованиям к комфорту и пр.
В заключение, как часто бывает в подобных случаях, остается сказать только банальное: «Выбирайте сами!». Под свои задачи и приоритеты.
Александр Жикин
Читайте также: «Купить грузовик б/у». Как грамотно выбирать технику с пробегом?»